Бухучет для металлургов
Разработка методических рекомендаций по планированию, калькулированию и учету затрат в  металлургии

(октябрь 2003г.)

  

Задача разработки отраслевого нормативного документа сегодня является задачей со многими неизвестными. Чтобы эта задача была разрешима в принципе, необходимо  «выписать систему уравнений» - определить условия, при которых она может быть решена.

Разработка методических документов по планированию и учету затрат имеет в России богатую традицию, однако в условиях реформирования российской экономики традиционные методы постановки задач, разработки, экспертизы и утверждения нормативных документов – не работают. Не все разработчики сегодня готовы быстро осваивать новые методы работы и предлагать адекватные, соответствующие происходящим процессам проекты нормативных документов. Но основная проблема заключается в том, что в стране нет «Заказчика» на такие документы. Качественная, непротиворечивая, ясная система нормативных документов нужна всем, но ни одно российское ведомство, ни одна профессиональная или общественная организация, ни одно предприятие не готовы сформулировать требования к качеству таких документов и профинансировать их разработку. В условиях отсутствия официально утвержденной стратегии развития нашей страны и очень общих, неясных концепций происходящих экономических реформ ситуация с разработкой отраслевых нормативных документов близка к катастрофической.

Одним из немногих возможных выходов из сложившейся ситуации является понимание всей сложности задачи, отказ от поиска ситуативных решений и разработка адекватного организационного проекта, обеспечивающего необходимое качество разработок. К организационному проекту мы, в первую очередь, относим:

  • Определение статуса будущего документа (его места в системе нормативных документов и порядка его утверждения);
  • Определение круга заинтересованных в разработке лиц,
  • выявление проблем и противоречий применения действующего(-их) документа(-ов),
  • разработка требований к качеству будущего документа и к профессиональному составу Авторского коллектива;
  • Формирование Авторского коллектива разработчиков;
  • Определение порядка утверждения и формата Технического задания на разработку;
  • Разработку механизма профессиональной и технической экспертизы проекта документа и выработки согласованного экспертного заключения;
  • Формирование «заказа» на разработку

 

Мы считаем, что у нас в стране не так много ресурсов для учебных тренировок в оргпроектировании и уже нет времени для повторных попыток, поэтому такой сложный комплекс организационных работ имеет смысл реализовать для решения самых наболевших вопросов нормативного регулирования. К таким вопросам мы относим порядок планирования и учета затрат на крупных российских предприятиях.

Если удастся создать правильный образец нормативного документа по планированию и учету затрат в металлургии, то польза от такой разработки будет не только масщтаба отрасли, но значительно шире. Металлургия является традиционной отраслью экономики, российские металлурги давно присутствуют на международных рынках, формируют финансовую отчетность по международным стандартам, формируют отчетность для антидемпинговых расследований, ведут налоговый учет, имеют сложные системы управленческого учета, внедряют корпоративные автоматизированные информационные системы. Кроме того, бизнес в металлургии соответствует современному международному уровню сложности корпоративного управления, а область планирования и учета затрат – находится на стыке экономических реформ, происходящих в стране (реформы бухгалтерского учета, реформы финансовой отчетности, реформы налогообложения).

Действующая редакция отраслевых «Методических положений по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса», была разработана в 2001 году рабочей группой под руководством Макарова Л.П. и Юхимова Я.И. и утверждена 03.12.2001г. Первым заместителем Министра промышленности, науки и технологий РФ.  Методические положения готовились в ситуации ожидания введения в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и отмены «Положения о составе затрат …» (утв. Постановлением правительства РФ от 05.08.1992 №552). В связи с этим основное внимание группы разработчиков было уделено вопросам определения финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли металлургических предприятий. При этом: 

  • часть вопросов планирования, учета и калькулирования затрат, которые нашли отражение в редакции документа 1993 года, была исключена при подготовке проекта Методических положений 2001 года, что существенно сузило возможности использования документа при разработке внутренних регламентных документов предприятий;
  • при разработке проекта Методических положений не были рассмотрены новые методы планирования и учета затрат;
  • разработчиками не были учтены изменения в технике и технологиях организации производства, в методах управления предприятиями, не были учтены изменения в условиях хозяйствования металлургических предприятий, произошедшие за 8 лет с момента выпуска предыдущей редакции документа;
  • в целом в Методических положениях не раскрыт порядок бухгалтерского учета расходов на  металлургических предприятиях и соответствия новым нормами бухгалтерского учета, установленными ПБУ 10/99 и другими документами, в Методических положениях даны отдельные замечания по бухгалтерскому учету;
  • в целях обеспечения организации налогового учета расходов на металлургических предприятиях, в Методические положения были перенесены из Налогового кодекса положения и термины, но перенесены они были без необходимой увязки с общей логикой разрабатываемого документа и пояснений по порядку их практического применения. Кроме того, в части формирования налоговой базы Методические положения не имеют юридической силы. Согласно ст.4 Первой части НК РФ, Налоговый кодекс является законом прямого действия, «…. органы исполнительной власти … в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах». 

 

Таким образом, при разработке Методических положений авторами не была решена исходная задача – задача методического обеспечения порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль металлургическими предприятиями. Не были решены и другие задачи, которые обсуждались при инициации разработок, а именно:

  • учет изменений в уровне производственных технологий в металлургии,
  • учет процессов диверсификация деятельности металлургических предприятий,
  • учет изменений в законодательстве о конкуренции (в части ценообразования),
  • применение новых технологий управления предприятиями, 
  • изменение требований государственного контроля деятельности предприятий, в том числе ужесточение экологических требований 
  • учет изменений в порядке ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности и т.д.

 

Возможно, что указанные задачи и не могли быть решены оперативно, требовалось проведение исследований и принципиальное изменение структуры документа.

При обсуждении проекта Методических положений в марте 2001 года на совещании Экспертного совета по металлургии в Институте профессиональных бухгалтеров России было признано, что документ требует существенной доработки. Однако в декабре 2001 года документ был утвержден Министерством промышленности, науки и технологий РФ практически без изменений. 

В течение двух прошедших лет недостатки действующей редакции и задача разработки новой редакции Методических положений неоднократно обсуждалась различными группами разработчиков и экспертными советами. Так, на семинаре по обмену опытом Межотраслевого комитета по корпоративным инновациям, состоявшемся 17-18 июня 2003г. в Москве с участием специалистов ОАО «Северсталь» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», на второй день семинара участниками был поставлен вопрос о необходимости принципиального изменения концепции будущего документа.

К основным этапам разработки концепции документа относятся: 

  • анализ оснований регламентации затрат; проблемы регламентирования;
  • выдвижение и оформление базовой концептуальной идеи,
  • выбор модели действующего предприятия,
  • разработка принципов разделения затрат,
  • определение назначения документа (функционального места документа в действующей нормативной системе),
  • разработка структуры документа.

 

При разработке действующих Методических положений был использован традиционный подход периода плановой экономики, с незначительными доработками. В традиционном подходе решались такие проблемы, как:

  • обеспечение сохранности имущества, распределенного на обширных территориях страны (путем предельной унификации принципов оценки и учета активов государственных предприятий),
  • оптимизация распределения ресурсов в масштабе страны (путем распространения производственной схемы деятельности на все виды деятельности, упрощения представлений об управлении деятельностью до представлений об управлении процессами материального производства),
  • обеспечение ведомственного контроля за деятельностью предприятий (путем обязательного применения всеми предприятиями общих и отраслевых стандартов и обеспечения абсолютной сопоставимости отчетных данных предприятий).

 

Очевидно, что в условиях становления рыночной экономики необходимо решать другие проблемы и изменились задачи государственного регулирования.

Изменилась и экономическая модель действующего предприятия, сегодня она характеризуется следующими особенностями: 

  • высокотехнологичный уровень производства, совершенствование технологий (различного характера);
  • гибкость производственного цикла;
  • диверсификация и интенсивное перераспределение ресурсов;
  • значительный уровень транзакционных издержек;
  • осуществление природоохранных мероприятий;
  • гибкое ценообразование;
  • ориентация на потребителя, формирование брендов, маркетинговая политика;
  • управление финансами как неотъемлемая часть предпринимательства;
  • управление путем реализации предпринимательских проектов; работами по разборке и утилизации проекта;
  • ориентация на предпринимательский цикл, а не на производственный цикл;
  • создание систем риск-менеджмента.

 

Особенно много вопросов при разработке концепции связано со статусом документа, его назначением:

  • Специалистам бухгалтерских служб предприятий нужен нормативный документ, в котором вопросы бухгалтерского и налогового учета затрат и получение финансового результата деятельности увязаны с порядком калькулирования себестоимости продукции, чтобы иметь возможность обосновать экономический смысл расходов, обеспечить сопоставимость доходов с отдельными расходами предприятия. Таким образом, нужен документ, регулирующий бухгалтерский учет (и/или налоговый учет), с элементами экономически обоснованных сопоставлений и методов расчетов.
  • Традиционно особенности отраслевой экономики, а именно порядок калькулирования себестоимости на предприятиях отрасли и методы экономического анализа затрат, – устанавливались для целей управленческого учета затрат и использовались для бухгалтерского учета и налогового учета затрат. Таким образом, основополагающим нормативным документом в области учета затрат традиционно был документ по порядку калькулирования себестоимости и управленческому учету затрат, утверждаемый соответствующим отраслевым министерством.
  • В современных условиях одной из важнейших задач является задача сопоставления и анализа качества управления разными предприятиями. Однако, существует проблема обеспечения сопоставимости данных разных предприятий в условиях конкуренции  и ограниченного доступа к информации о предприятиях. Возможно, что документ, устанавливающий отраслевой стандарт сопоставимой управленческой отчетности вообще не должен утверждаться исполнительными органами власти, а должен разрабатываться и добровольно приниматься руководством группы заинтересованных предприятий для целей взаимного обмена информацией.
  • Межотраслевым комитетом по корпоративным инновациям совместно с ЦНИИ «Черметинформация» в августе 2003 года начата разработка концепции будущего документа и организационного проекта. Сформирован Авторский коллектив из специалистов, имеющих опыт разработки нормативных документов по учету затрат в металлургии - представителей Московского института стали и сплавов, Магнитогорского технологического университета, ЦНИИ «Черметинформация», Аудиторско-консалтинговой     группы «Ремида», Межотраслевого комитета по корпоративным инновациям,

             Заявка на проект



Здесь вы можете скачать проект "Бухучет для металлургов"
Последнее обновление ( 27.05.10 17:13 )